Проекции 3 Типология.
Не стоит думать, что все проекции — это зло. Ну, может и зло, но зло неизбежное. Они всё равно будут возникать, хотим мы этого или нет, и никто из нас не в силах с этим ничего сделать. Но имеет смысл разобраться с их типами и классификацией чтобы понимать где и как ты можешь наступить на грабли. Ибо понимание проблемы влечет за собой ее решение.
Проекции как йогурты. Не все одинаково полезны.
Хотя лучше провести другую аналогию. Неожиданную от вашего покорного слуги. Алкогольную.
Есть среди проекций, например, благотворно воздействующие на организм. Такие вполне можно использовать в своих целях, они усиляют тебя как экзоскелет. Внимание людей, их восхищение, горящие взгляды, влюбленность делает тебя быстрее, ярче мощнее, накачивает энергией под самую макушку. Когда рядом с тобой люди влюбленные, готовые идти за тобой в огонь и в воду, это колоссальный бонус ко всем твоим начинаниям. Такие проекции вдохновляют, заставляют соответствовать им в хорошем плане, дают силы и уверенность. Такие проекции подобны шампанскому. Праздничное, бьет в голову и приятно пьянит. Чувствуешь себя легким и всесильным готовым на подвиги.
Когда в тебя верят – ты Бог. Ты в прямом смысле можешь всё. На самом деле человеку для счастья не так уж много нужно. Просто рядом должен быть человек искренне влюбленный в тебя и одновременно остро необходимый тебе. Тогда это Перпетуум-мобиле. Люди накачивают друг друга энергией и представляют идеальный симбиоз. Да возможно они оба не до конца понимают, кто перед ними и истина скрыта под флёром восторгов и взаимных проекций, но какая разница если это работает? Если паразит и носитель получают друг от друга желаемое, то кто мы такие чтобы их осуждать? Океан новых возможностей.
Бывают проекции нейтральные, не горячо тебе от них не холодно, они составляют часть твоей индивидуальной вселенной и тебе в принципе несложно их поддерживать, чтобы окружающим жилось спокойно, и их картина мира была в безопасности. Они как пиво. Напиток демократичный, и не агрессивный. Повседневный, а не праздничный. Кроме того, часть подобных проекций связана с нашими социальными ролями, «дочь», «муж», «подчиненный» и так далее. Здесь соответствие разным навязанным со стороны нормам и ожиданиям необходимо как залог выживания и комфортного или приемлемого существования. Эти проекции могут даже тебе не очень нравиться, но ты зачастую потакаешь им чтобы не разрушить структуру собственного мира. Себе дороже. Башня из кубиков – твоя жизнь не так уж стабильна и каждая проекция в ней особенно чужая – может стать несущей стеной. Но тут надо понять, что чаще всего если ты готов с этим мириться и поддерживать чужие иллюзии, значит они не так уж сильно идут вразрез с твоим внутренним «Я». Нормально. Дышим, терпим. При-вы-ка-ем.
Каждому необходимо немного реальности, стабильности. Даже если она придумана за нас кем-то. Мы играем разные роли по жизни постоянно, носим маски делая свою жизнь безопасной. Иногда люди могут совершенно не догадываться о истинной сути человека, живущего рядом. Но если для соблюдения условностей и правил игры надо подстроиться под проекцию другого человека и это не слишком затратно… Одной маской больше, одной меньше, какая разница?
Но иногда случаются и особо зловредные экземпляры. Проекции, которые разрушают тебя. Вторгаются извне и корежат изнутри. Настолько агрессивные что стремятся внести непоправимые изменения в твои внутренние настройки и вся система начинает мигать красными огнями и посылать сигналы SOS. Их особенность в том, что им очень сложно сопротивляться.
Одни из них нарочито агрессивны, они давят и мнут твою защиту, навязывая своё видение и требуют соответствия. С ними спорить тяжело, потом что это противостояние двух сил воли, а отстаивать свою правоту и право на мнение умеют далеко не все индивидуумы. Но тут хотя бы понятно, как сражаться. Это честное противостояние. Тебя пытаются согнуть под удобную форму – ты сопротивляешься. Всё на поверхности. Такое случается во всех конфликтах с близкими людьми, они хотят седлать тебя лучше из любви, а ты пытаешься сохранить себя противостоя им. Это водка. Этиловый спирт разбодяженный водой.
Но есть и другие более опасные. Они незаметны. Почти неуловимы. Они постоянное слепое пятно. Одержимым такими проекциями, ты кажешься абсолютно понятным и очевидным. Именно поэтому люди не говорят, даже не упоминают о своем извращенном видении, как о чём-то само собой разумеющемся. Ты не видишь, что у кого-то принципиально превратное мнение о тебе. Не понимаешь, что же не так… А когда это выясняется, обычно бывает слишком поздно. Фатально. Вскрытие показывает в таком случае. Таки случаи заканчиваются полноценным смещением точек сборки в жизни в отношениях, в дружбе. Люди, сами не зная могут обманывать друг друга годами. А когда открывается правда, это очень жестокий удар. Сокрушительный. От таких проекций люди приходят в себя долго, а некоторые так и остаются незаживающими шрамами как напоминание о собственной беспечности и невнимательности. Это грёбаный галлюциногенный абсент.
Самая страшная из таких галлюцинаций – ОБЕЩАНИЕ.
Как это работает?
Человек делает что-то или говорит что-то, совершенно по любому поводу, но в этот момент, ты, воспринимаешь эту информацию критически неправильно. И считаешь, что получил ПРАВО ТРЕБОВАТЬ. И хотя этого даже близко не было, дальше тебя уже не остановить. Это начинает походит на форменную одержимость. Обычно люди настолько истово верят в своё право распоряжаться чужой жизнью, что даже не считают нужным это озвучивать. Им кажется, что они теперь владеют другим человеком. А когда открывается правда… Когда тебе с удивлением отказывают в слишком уж залезающем на чужую территорию запросе…
Ооооо, что тут начинается… Апокалипсис сегодня.
Те, кто проецировал свои желания будучи абсолютно уверенным в том, что им было дано ОБЕЩАНИЕ, оказываются наиболее уязвимыми. Они чувствуют себя преданными и униженными. Ведь их разочаровали. Оскорбили. ОБИДЕЛИ! Тот, на кого они возлагали надежды уничтожил реальность, которую они считали для себя единственно верной внутри которой они жили. В этом шедевре архитектуры, человек которого так старательно придумали исполнял роль несущей стены. А теперь, когда этой стены не стало, их карточный домик сложился в руины и погреб их под обломками. Когда кто-то разрушает видение твоего мира, из благих намерений или из злого умысла, происходит коллапс. В этот момент виновника отчаянно хочется уничтожить, спрятать труп, и отмотать время назад, чтобы сделать вид что ничего не было.
Но не стоит забывать, что ты сам так постоянно делаешь. Ты же сам постоянно придумываешь людей и бесишься, когда они отказываются изображать кукол в театре Карабаса Барабаса. Можешь сколько угодно топать сапожищами и трясти бородищей. На тебя всегда найдется Буратино, который уничтожит всё твои планы в одно мгновение.
И главное, всегда хочется спросить…
ЗА ЧТО?
И каждый раз, когда ты воешь от фантомной боли по очередной отрезанной проекции, стоит понять, что сейчас произошло. Не трагедия, не кошмар, не величайшая несправедливость.
УРОК. Мотай на ус, впитывай, анализируй и запоминай. Учись, блин!
Ибо особенность урока в том, что, если ты не усвоил его с первого раза, жизнь в очередной раз приложит тебя мордой об стол, чтобы получше усвоилось. А потом еще раз и еще да побольнее если ты у нас такой тугодум. Так что, если в твоей жизни раз за разом повторяется одна и та же болезненная ситуация, значит урок не усвоен. Жди новых приключений с предсказуемым финалом, в котором ты весь в крови и соплях собираешь себя по кускам.
Проекции коварны. Они почти всегда возникают из благих намерений. Классическое: «Хотели как лучше а получилось как всегда». Именно под руку с проекциями ты следуешь в царство мертвых. Не хотел обидеть – создал иллюзию дружбы. Хотел поддержать – соврал во благо. Хотел доказать свою любовь – повел себя как идиот и создал себе соответствующую репутацию. Хотел создать отношения, прятал скелеты в шкафу – разрушил всё до основанья, когда эти мертвецы полезли из своих могил…
Очень сложно отслеживать как ты создаешь проекции у других людей, как они сами придумывают что-то о тебе, в силу личных особенностей и как ты сам проецируешь, и заменяешь настоящих людей манекенами.
Первый тип проекций — иллюзии других людей о тебе, которые ты создаешь сам. Сам выстраиваешь тот или иной образ. Намеренно или ненамеренно, но ты транслируешь что-либо из чего окружающие делают ошибочные выводы. И дальше, за все плюсы и минусы этого «Гудвина Великого и Ужасного» сложно кого-то винить, потому что это абсолютно твой косяк. Ну, или твой успех, если это питает тебя и приносит пользу и радость. «Ты создал никчемное альтер-это, так ответь за это!» (с) Поначалу такие проекции бывают полезными, но, во-первых, их сложно поддерживать в тонусе постоянно, люди склонны сомневаться и разочаровываться, во-вторых очень легко стать заложником образа, который транслируешь и тогда… «Здесь лежит Тригорин. Хороший был писатель. Но он писал хуже Тургенева.» (с)
Второй тип это «слепые» проекции которые создают люди в отношении тебя. Тут сложно что-то поделать, все люди разные и никогда не знаешь, как у конкретного человека устроены мозги и как он воспримет ту или иную фразу или действие. Иногда случаются совершенно жуткие аварии в общении только потому, что у человека была какая-то травма, или определенный закреплённый опыт, о котором ты ни сном, ни духом.
Самое неприятное что ты в таких моментах совершенно беззащитен и беспечен. Потому что всегда «прилетает» с той стороны откуда не ожидаешь.
Наиболее яркий пример таких проекций – образ Хлестакова. И ладно, Ивану Александровичу повезло с обстоятельствами. Но разочарование и обида жителей города «N» наглядно демонстрируют разрушительную силу таких проекций.
Чаще всего это самый грустный опыт общения с людьми. Самый разочаровывающий. И практически всегда необратимый. Уничтоженные такими проекциями отношения уже не подлежат ремонту и пересборке. Обычно это обида на всю жизнь.
Третий тип – проекции других людей агрессивные и конкретные. Чаще всего такие вещи связаны с твоим социальным положением в обществе. Всегда есть те или иные ярлыки, которые на нас лепят без разбора.
«- Кто ты без своего костюма?
- Гений. Миллиардер, Филантроп. »
С такими штуками относительно просто, потому что они на поверхности и чаще всего ты точно знаешь кем тебя человек представляет. «Сын», «подчиненный», «папа», «хохол», «провинциал», «муж», «режиссер»… Масса проекций и даже частично имеющих под собой основания. Вопрос как ты себя в этом чувствуешь. И еще даешь ли ты право другому человеку наряжать тебя в эти маски. Если даешь… ну что это твой выбор. Но также ты и в полном праве разрушать эти образы если они не соответствуют твоему мироощущению.
Четвертый тип – твои собственные проекции, которые ты с упоением создаешь. Да, да, заруби себе на носу, никто из нас от этого сладкого яда не застрахован. И даже зная механику проецирования, ты всё равно нет да нет, очаровываешься. Прилетаешь на крыльях иллюзий как Чацкий с картиной мира в котором любимая женщина ждала тебя много лет, а тут вдруг такой облом… Придумываешь себе человека, лепишь удобный образ, который будет делать тебя счастливым, а человек - вообще не в курсе. И в один прекрасный день эти твои розовые хрустальные мечты разобьются о чугунную задницу реальности. Однажды человек почувствует, что ты пытаешься выпиливать из него удобный и эргономичный стул под своё драгоценное седалище и поняв, пошлет тебя куда подальше. А ты будешь чувствовать себя обманутым, обиженным, несправедливо брошенным хотя это была только твоя иллюзия. И винить кроме себя – некого.
Вообще проекции подобны раковым опухолям. Есть доброкачественные, с которыми можно жить. А есть злокачественные, которые надо отслеживать и лечить.
То есть основная суть работы с проекциями – сканирование и классификация. Будь начеку, смотри по сторонам. Чем раньше твой радар определяет конкретные «эротические фантазии» свои или чужие, тем эффективнее ты можешь подобрать стратегию для работы с каждой отдельно взятой проекцией. С какой-то смириться и сосуществовать, от какой-то питаться и вдохновляться, с какой-то вступать в смертельный бой за право остаться собой, а какую-то безжалостно разрушать, делая себе или другому человеку невыносимо больно как хирург, вырезающий злокачественную опухоль. Безжалостно. Жестоко и без наркоза чтобы бы не загнуться от метастазов.
«Жестокость должна быть мгновенной.» (с) Чем раньше эту гадость вырезать, тем больше шансов что выживет и человек, и ваши с ним отношения. Потому что люди всё-таки важнее проекций. Имеет смысл за них побороться.