Проекции 8 Пришельцы. - Все люди разные. Прикинь? - Да ладно? Вот никогда бы не подумал! - Хватит ржать! Знаю, что это звучит секретом Полишинеля, но это далеко не так очевидно, как кажется на первый взгляд. Для тебя ведь это стало совершенной неожиданностью. Нет, конечно ты видел, что они по-разному выглядят, у них разные характеры, голоса, цвет кожи, но, чтобы настолько?! То есть они РЕАЛЬНО РАЗНЫЕ! И когда до тебя это наконец дошло, всё стало вокруг «голубым и зеленым»… Всё стало одновременно очень простым и невероятно сложным. Помнишь, как в детстве тебя удивило что у кузнечиков уши, находятся на лапках? Это было странно, противоестественно, потому что не антропоморфно. В это невозможно было поверить. А тут выясняется, что у каких-то людей глаза внутри грудной клетки, уши у некоторых в заднице, и руки растут оттуда же, кое-кто носит аккуратно сложенные на спине крылья, у кого-то холодная кровь как у ящерицы, а другой вообще колобок, состоящий из одной головы… Чудовища. Ласковые и нежные звери Конечно, расхожая истина о человеческом разнообразии, известна всем и каждому, и ты любишь повторять ее на все лады. Мы же все уникальные, неповторимые индивидуальности, не так ли? Двух одинаковых людей нет и вот это вот всё… - Стоп, это что за хрень? Ты зачем это делаешь? Куда ты лезешь? Ты с ума сошел? Почему же ты так удивляешься, когда кто-то поступает не так как тебе кажется логичным и правильным? Почему же это зачастую вызывает раздражение и обиды? Все же люди разные, так в чем же проблема? А проблема вот в чем, дружище. Да люди иногда ведут себя для тебя необъяснимо. Это известный факт. Но ты ведь достаточно умный чтобы расшифровать эти ребусы из человеческих поступков? «Да это ж раз плюнуть, щас ты их как орешки пощелкаешь…» Ага. Держи карман шире и бери разбег побольше… Ты конечно, честно пытаешься понять зачем и почему человеки творят то или иное. Но когда приходит время задуматься о мотивации поступков другого человека ты автоматически проецируешь это на себя. Как ты бы поступил, как ты бы подумал, как ты бы отреагировал. КАК ТЫ. Тоже мне центр Вселенной… Люди ведут себя странно, непредсказуемо… можешь даже попытаться разговаривать с ними, общаться языком жестов, задавать массу вопросов, чтобы выяснить причины… Они даже будут тебе отвечать на том языке, который понятен тебе и словосочетаниями, которые вроде как, будут складываться в логические блоки. И вы даже договоритесь, что поняли друг друга. Но! Буквально через мгновение произойдет что-то что разрушит напрочь все твои едва наметившиеся смысловые связи. Люди сказав «черное» тут же начнут делать «облепиховое в шоколадной стружке» и все твои выкладки пойдут по одному хорошо известному месту. - Ну как же так? Ты же только что сказал, что это – слон! - Ну, так и есть, слон. Просто с длинной шеей в крапинку, и на лыжах. А так слон, верно. И самое смешное, что для тебя ведь абсолютно очевидно, что «Слон» сделан из мармелада, он бывает только сиреневого цвета, и обитает в саванне на глубине 200 метров. ОЧЕВИДНО ЖЕ! И вот тут, когда же на секунду останавливаешься и смиряешь свои эмоции, вдруг вспышкой молнии сознание пронзает мысль: «А если мы оба ошибаемся? Слон возможно вообще не такой каким мы его представляем!» Пытаясь объяснить для себя действия окружающих, ты меряешь их своей меркой. По себе. Особенно если эти действия касаются тебя и задевают болезненные, острые углы. Так проще. И на первый взгляд это кажется логичным. Как там у классика? «Я в предлагаемых обстоятельствах». Нет так уж много ума надо для такого мысленного оборота. Поставил себя на место другого человека и – вуаля! Ответы сразу же найдены! «Вкалывают роботы, счастлив человек!» Все просто и очевидно, всё на поверхности! Ведь ты же абсолютно точно понимаешь, как и почему ты будешь действовать в схожей ситуации. Значит и другой скорее всего тоже… А вот – хрен. То, что ты сейчас думаешь про другого человека – всего лишь очередная проекция. Ничего ты не понимаешь о другом человеке сквозь призму своих ощущений. Потому что он – не ты. У него другой запах, голос, слух, текстура кожи и цвет глаз. У него другие жесты, привычки, цветовосприятие, походка. У него, другие психологические травмы, другие болевые точки, комплексы, страхи. У него другое прошлое, сформировавшее всё вышеперечисленное. Так что обломись. То, что ты видишь перед собой - тень на стене пещеры. Ничего общего с тобой у другого человека нет. Совсем. Даже простые физиологические процессы у нас отличаются. Секс, принятие пищи, сон, происходит по-разному у КАЖДОГО. Насколько же самоуверенным надо быть, чтобы наивно предполагать, что понимаешь этого… этого… даже не знаю, как сказать… ИНОПЛАНЕТЯНИНА. Да… верно. Именно так. Вокруг нас пришельцы. Чужие. Зеленые человечки. Они РЯДОМ. Они те – кого ты привык считать своими БЛИЗКИМИ. Да, их называют обобщающим понятием «люди». Но это всего лишь четыре буквы, не отражающие суть каждого из них. Их можно воспринимать как социум, но важнее понимать, что каждый из них совершенно особая структура если речь заходит о личном контакте. И если ты по какой-то странной причине вознамерился их понять и узнать – придется попотеть. Я бы даже сказал придется вывернуться мехом внутрь и положить дофига сил на налаживание системы сигналов и стоп-слов. Пристегнись, это будет такое шоу что езда на американских горках покажется детской каруселью с лошадками. Например, частенько «люди» склонны к простым решениям. Начинают нарезать бракованной бритвой Оккама по живому, в мелкую стружку, направо и налево. «Тебя кто-то расстроил? Это потому что дурак и сволочь. Улыбается? Ну точно, влюбился! Обидели? Кто-то явно завидует. Сходили вместе на рыбалку? Да мы теперь кореша по гроб жизни! Не дала? Шлюха, понятно же!» Люди меряют всех меркой своих проекций, непроизвольно делая других понятными для себя. Удобными. Предсказуемыми. Вымащивают себе фундамент проекциями чтобы иметь опору. И когда ты оцениваешь окружающих без глубокого подключения и изучения конкретного индивидуума, каждый твой приговор человеку оказывается приговором тебе самому. Потому что ты оцениваешь не их, а себя. Все кажутся одинаковыми, и предсказуемыми, только потому, что твой мир ограничивается только одним тобой. (Да, конечно, объективно так и есть, мир возникает только там, где мы с ним взаимодействуем, но нельзя отрицать существование других миров, создаваемых другими людьми, которые так или иначе вступают во взаимодействие с тобой и меняют твою реальность.) Так часто актеры играют из одной роли в другую одно и то же на своих растоптанных штампах, потому что им наивно кажется, что их персонажи им понятны. Такое актерское существование не заходит за пределы начального «я в предлагаемых обстоятельствах» и никуда дальше не движется потому что «Я» в данном случает перекрывает всё остальное. И в первую очередь – обстоятельства, которые бывают такими, что привычного тебя расплющивает как рыбу камбалу. Актер, который не затрачивается на истинное углубление, в понимание своего персонажа, обречен из роли в роль играть одно и то же, с одними интонациями, жестами, характеристиками и наблюдать за ним в динамике невыносимо скучно. Такое часто случается с хорошими артистами, сыгравшими удачную роль. В них начинают бороться два противоречивых чувства. С одной стороны, гордость за свою крутую работу, ощущение себя мастером сцены, прогулка по медным трубам и всё такое. А с другой стороны, ощутив вкус успеха, человек страшно боится его потерять. И начинает намеренно или непроизвольно копировать удачные ходы, приёмы, ужимки и прыжки. Благодаря этим двум факторам творчество быстро скатывается в убожество и профанацию. И виной этому всё та же зацикленность на собственной непогрешимости, ограничение кругозора из-за страха провала. Отрицание существования других людей с другими конфигурациями или сведение всех людей к нескольким простым типам конфигураций. - Нет никого, только Я! А все остальные – лишь копии МЕНЯ. Все думают, как Я, хотят того же чего и Я. Я! Я! Яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя!!! Кстати дети - наиболее яркий пример такой схемы. Они еще не понимают слов «нельзя», «ждать», «терпеть», у них есть только одно слово – «ХОЧУ!». Именно так, с восклицательным знаком. Когда они не получают этого самого «хочу!» они кричат, капризничают, ломают игрушки, бесятся и так далее. Для них слова о терпении – язык глубоководных рыб, который чужд и непонятен. Они на данном этапе просто не способны предположить, что мир намного больше чем их желания. Что есть другие люди со своими желаниями и прихотями, которые часто вступают в конфликт с тем чего хочешь ты. И что люди которые их окружают совершенно отличаются от них самих. Всегда ведь хочется мгновенного результата, да? Чтобы всё «Р-Р-Р-Р-Р-РАЗ!!!» и нарисовалось. «Встань передо мной как лист перед травой…» Но ты не понимаешь. А в это время, внутри буйным цветом распускаются комплексы и страхи. Ты ощущаешь себя тупым, своего визави садистом и вот это: «ты что самый умный?», или наоборот выставляешь защитные барьеры: «Если я не понимаю, это не я дурак, а тот, кто со мной говорит.» Или забиваешь на попытки понять огромных размеров болт, оставаясь довольным собой и отталкивая человека, который возможно искренне пытался что-то донести… Но… Ты же у нас и так молодец? Проблема ведь всегда не в тебе, верно? Пусть вообще они скопом под тебя подстраиваются и пытаются! Чё это ты должен?! В общем-то да, не должен. И пусть подстраиваются, не вопрос. И нет ничего важнее тебя и твоего восприятия реальности – верно. Однако… Есть лишь одна неучтенная деталь в этой схеме. Всё это отлично работает при условии, что тебе НЕИНТЕРЕСНЫ другие люди. И ты в принципе не нуждаешься в общении и близости. Но если одиночество – не твоя розовая грёза, придется уделить внимание другим индивидуумам. НЕ забывая о себе. Не забивая на себя. Продолжая внимательно следить за собой… Но при этом часть своих ресурсов выделить на изучение окружающего мира и других разумных форм жизни вокруг тебя. Ох…когда чего-то не понимаешь и не можешь наладить связь, хочется сразу же перейти в наступление на того, кто заставил тебя так мучиться. Затоптать. Маленькие дети плачут, потому что это единственный доступный им способ коммуникации с внешним миром. Они обладают набором сигналов из которых складывается их, возможно не самый совершенный, язык. Мы пытаемся их понять по мельчайшим деталям из которых пробуем выстроить рабочий словарь для общения. Но это сложно, это утомительно, это иногда доводит до отчаяния и приступов неконтролируемой ярости. Ты готов кричать на ребенка, нервничать, а ведь по большому счету всё сводится только в разорванной коммуникации. Он всего лишь не умеет говорить на твоем языке, а ты не понимаешь его грудничковое эсперанто. Вы не понимаете друг друга. Понимание — это вообще философский камень любого общения. Ты разговариваешь с кем-либо с одной единственной целью – быть понятым. Но из-за разнообразия человеческих структур, достичь этого невероятно сложно. Когда ты чего-то не понимаешь, первая естественная реакция – раздражение. И желание втащить тому, кто напротив. Ментально, а часто и физически. «Как так может быть, что я чего-то не понимаю?!» На самом деле только кажется, что мы повзрослели. В глубине души мы всё те же дети, желающие получить вожделенную игрушку и устраивающие истерики в холле «Детского мира» со слезами и валянием по полу. Проблема коммуникации не исчезает с возрастом, а наоборот становится сложнее и многозадачнее. Но намного проще купаться в сладкой иллюзии, что ты теперь взрослый, умный, начитанный, и вообще, все люди для тебя открытая книга. Книга то может и открытая, только в ней страниц 800 и написана она на суахили. Читай, удачи, тебе она понадобится...