1\101 Часть 3
В общем вот такой командой мы делали нашего ребёнка, наш спектакль. Это было настолько прекрасно, насколько вообще возможно, особенно во время карантина, пандемии, вселенского заговора и мировой несправедливости.
Было очень увлекательно искать приёмы для передачи смысла, с установкой не повторяться в сценах спектакля и что ещё важнее, избежать тех решений которые мы использовали в наших прошлых работах. Вычленять "баркарщину" и безжалостно выкорчевывать ее. Честно говоря, получилось не везде, и кое в каких местах мои "уши" беззастенчиво торчат. Но я безумно благодарен Мирре за непримиримость, порой даже болезненную, по отношению к тому что мы делали. Рефрен "Саша, вы можете лучше." стал для меня просто изнурительным и выматывающим спасением от собственных штампов.
Наверное, одна из самых больших удач в жизни художника, когда рядом есть кто-то, кто будет всегда требовать от тебя становиться лучше и двигаться вперёд. Быть честным до жестокости непростое дело. Большая удача что Мирра именно такова.
"Когда хвалят, приятно. А когда бранят..." (с) Но... Очень важно, когда бранят те, кто рядом. Пусть это почти всегда больно, только так можно расти вверх.
На этом спектакле мы впервые поработали с раскадровкой каждой сцены. Мирра предложила такой эксперимент, и он показал всю свою эффективность буквально сразу же. Нарисованные на больших листах бумаги сцены из спектакля, в надлежащем порядке, мы расклеили прямо на стене театра. И регулярно вносили коррективы, дописывали детали, уточнения, замечания. Это оказалось очень удобно. В любой момент можно было сразу увидеть всю карту спектакля с решениями, мизансценами, музыкальными фрагментами. На стене выросла полноценная схема будущей постановки и сразу приобрела вещественность и зримость.
Раньше я такого подхода не встречал в театре. Это как мне кажется своеобразное ноу-хау, которое очень хочется взять на вооружение.
Конечно, по своему обыкновению, мы с Миррой доделывали всё до последнего дня. Меняли, передумывали, уточняли и взрывали всем участникам мозги своими бесконечными дополнительными указаниями. Свет и музыку переделывали постоянно и даже в день спектакля, кажется появлялись новые треки. Накануне премьеры Мирра ввела новый элемент сценографии и в спектакле появился поворотный круг, что заставило придумать множество новых мизансцен и световых картин.
За два дня до "часа Х" сократили спектакль на несколько сцен и поменяли ролями в двух эпизодах артистов. Но и ребята и службы выдержали почти всё это стоически, за что им честь и хвала.
А когда случилась премьера, стало понятно, что всё получилось именно так, как мы и задумывали, как и хотелось. Во всём. В художественном оформлении, в картинках, в световом решении, режиссуре и конечно, актерской игре. Конечно, нет предела совершенству, но на данном этапе мы почувствовали, как родился хороший, живой, теплый спектакль выросший из большой любви.
К нам приехала Ася Петрова, оказавшаяся ровно такой как мы чувствовали по ее рассказам. Честной, искренней, глубокой и простой и к тому же, яркой как электросварка. Честное слово, рядом с ней даже глаза слезятся от красоты и света. Ася приняла наш спектакль и это было, пожалуй, наградой уровня ордена почетного легиона. Всё-таки создавая спектакль, всегда немного побаиваешься реакции автора, вдруг не угодим, вдруг неправильно расшифровали, вдруг не попали в чувства и смыслы… А тут… Было какое-то полное принятие. И дело даже не в эпитетах, которыми нас щедро одаривала Ася после спектакля. Важнее было то как она реагировала во время просмотра, как хохотала в тех сценах, которые мы с Миррой придумывали в робкой надежде, что кто-то поймет подтекст и двойное дно, как замирала в трогательных моментах, как лучилась от радости.
Интересно что чувствует автор, когда видит, как написанные им на бумаге мысли, эмоции, сюжеты, становятся на сцене живыми людьми, с ногами руками, голосами… Что чувствует человек, когда его мысли превращаются в живые картины? Может быть и я это когда-то узнаю…
Мы выпустили наш "1\101" не смотря на трудности этого шаткого времени и в очередной раз шагнули на новую ступеньку творческого развития. Внутри что-то расцветает и плодоносит.
И теперь в Петрозаводск хочется возвращаться. Потому что там я почувствовал себя ненадолго дома.
А дом, такая вещь... да чего, вы и так всё понимаете...
Я не знаю, что ещё сказать. Разве что... Хочешь грушу?